Некоторые деревни Пировского района Красноярского края были
образованы татарами еще в прошлых столетиях. Например, деревня Икшурма,
была основана татарами до революции 1917 года. Сегодня татары
составляют 43 % жителей района. И именно здесь сегодня происходит бум
усыновления детей-сирот.
В Пировском районе более 100 семей взяли на
воспитание детей, причем не по одному, а по трое и более. Половина из
них мусульманские семьи.
Как косвенное, так и непосредственное участие в
создании этой благополучной социальной среды принимал имам-хатыб
Пировского района Нургаян Ахунзянович Шамсутдинов — улыбчивый и
общительный человек с очень добрым лицом.
— Как вы стали имам-хатыбом Пировского района?
— 12 января 2009 года на общем собрании общины
встал вопрос о том, кто же будет руководителем уммы района. Муфтий
предложил мою кандидатуру и я, недолго думая, согласился на эту
должность, так как бабаям нашим уже под 80 лет и им не под силу
бумажная волокита и многие другие обязанности по организации рабочего
процесса в районе. Важно, чтобы культура и традиции нашего народа
оставались в памяти людей, чтобы труды наших предков не прошли даром.
Конечно же, знал, что взять на себя такую ответственность — дело
непростое не только морально, но и физически, так как только для того,
чтобы зарегистрировать нашу организацию, мне пришлось неоднократно
ездить в Красноярск, а это 230 км от нашего района.
— Как обстоит ситуация с мусульманами в Пировском районе?
— На данный момент у нас в районе нет мечетей,
молитвы проводятся на дому, однако сейчас уже решаем вопрос о
строительстве мечети.
— Как местные власти выстраивают отношения с мусульманами района?
—Они не принимают участия в нашей жизни и нам не помогают.
— Ваш район уникален тем, что в нем живут
социально активные жители, которые активно берут в свои семьи приемных
детей и продолжают брать, несмотря на мировой финансовый кризис. Ведь
сейчас из-за нехватки средств стали нередкими случаи, когда детей
возвращают в детские дома! Кто инициатор этой традиции, которая
затронула многие семьи вашего района?
— Это не аномалия, просто душевный порыв, ведь
тяжело смотреть, как малыши растут без родителей. А с чего все это
началось, я сказать затрудняюсь, и кто был первым, не знаю.
— Мусульмане берут в семьи только детей так называемых этнических мусульман?
— Нет, в детских домах, как правило, детей из
мусульманских семей нет, если только осиротевшие в результате
несчастного случая, остальные — русские ребята, у которых родители
есть, но они или алкоголики, или наркоманы. Но детей ведь не будешь
делить по религиозному признаку. И в приютах тоже активно поддерживают
подобные начинания.
— Я знаю, что и вы взяли под опеку детей в свою семью. Как вы на это решились?
— У нас с женой две свои дочки, Вазиля и Зульфия,
но они уже давно выросли и в нашей опеке особо не нуждаются, у них уже
свои семьи. Нерастраченной любви и энергии осталось много, да и жена у
меня теперь дома сидит, вот и решились мы взять под опеку детишек.
Первыми были братья из Енисейска: Леша — 9 лет, Сережа — 5 лет и их
маленькая сестренка Лена 10 месяцев. Родителей лишили прав из-за
пристрастия к спиртному. Но через полтора года после нашего усыновления
их родители опомнились, даже закодировались, поэтому восстановились в
родительских правах. Детей, скрепя сердце, пришлось вернуть.
— И с тех пор вы их не видели? Не
узнавали, как складывается судьба этих детей, и в самом ли деле их
родители завязали со спиртным?
— Мы регулярно их навещаем, чем можем, помогаем. Родители не пьют, если бы пили — сразу же забрали бы обратно.
— И что сейчас, вы планируете вновь усыновить детей?
— Не только планируем, а уже взяли (улыбается). Мы
сделали запрос в Партизанский район. И 28 мая 2009 года — это был мой
профессиональный день, День пограничника, — как сейчас помню, нам
позвонили из детского дома и сказали, что подыскали детей. Очень
хотелось мальчика, это оказался 9-летний Руслан Зарипов, мать которого
пропала без вести. Приехав за ним, мы увидели девочку с необыкновенно
голубыми, но очень грустными глазами — 8-летнюю Галю Лаврентьеву и не
смогли уехать, не забрав и ее с собой.
— А какие-нибудь проблемы с их адаптацией в вашей семье были? Как к этому отнеслись ваши, пусть уже и взрослые, дети?
— С приемными детьми проблем не было вообще. У нас
создалось впечатление, что они жили с нами с самого рождения. А что
касается наших дочерей, так они нам всячески помогают в воспитании
ребятишек, играют с ними, делают школьные домашние задания.
— Я слышала, что двое-трое усыновленных
детей еще не рекорд — у вас в районе есть героические родители, которые
не побоялись взять на воспитание и большее количество детей.
— Да, таких немало. Например, мой сводный брат
Шамиль Сикамов пошел еще дальше, сейчас у него на воспитании семь
приемных детей, при том что еще есть двое своих.
— Говорят, что еще с детства закладывается
в людях любовь к окружающим. Как прошло ваше детство, где родились,
учились и впоследствии работали?
— Я родился 22 августа 1962 года в селе Пировск
Пировского района. По окончании общеобразовательной школы деревни
Плотбище пошел в армию, в пограничные войска, в город Магадан-21. По
возвращении в 1982 году начал работать в леспромхозе, а потом затеял и
свой собственный бизнес.
— А как вы встретились со своей будущей женой?
— Однажды меня отправили в командировку в деревню
Алгай Пировского района. Там жила 20-летняя девушка, директор местного
клуба Хадия Аскарова. Увидев ее в один из вечеров на танцах, влюбился и
с тех пор забыть не смог. За время командировки, которая длилась 10
дней, мы с Хадией Аглямшановной сдружились. А месяц спустя меня снова
отправили в командировку в ту же деревню, здесь я и задумал свое темное
дело (смеется) — украл ее из родительского дома, ну, конечно, с ее
согласия. И вот уже как 27 лет живем вместе. http://www.islamrf.ru/Беседовала Лилия Арифулина |