Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма
ребенка. В течение года масса тела увеличивается на 1,5-2 кг, рост -- на 6-7
см. К 5 годам масса тела ребенка составляет 19,0 кг, рост - 110 см, окружность
грудной клетки — 54 см. Интенсивно развивается головной мозг, совершенствуются
функции коры больших полушарий, однако влияние подкорковых центров на поведение
ребенка остается значительным. В развитии основных движений детей происходят
заметные качественные изменения, возрастает естественность и легкость их
выполнения.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и
воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения,
включает представление не только о цели действия, но также и способах ее
достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится в
этом возрасте ведущим видом деятельности и обусловливает значительные изменения
во всей психике ребенка.
В такой игре дети 4-5 лет могут заранее придумать и согласовать между собой
несложный сюжет, распределить роли, игровой материал.
Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх
у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность,
умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения. Совершенствуются
основные движения.
Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные
виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного
разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются
ещё недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать
предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать
соотношение между ними.
На основе знакомства с основными образцами (эталонами) внешних свойств вещей в
этом возрасте дети правильно оценивают цвет, форму, величину, пространственные
отношения предметов, ритм музыкальных звуков и т. д.
Происходят значительные сдвиги в мышлении детей. Они начинают выделять общие
признаки предметов, группировать предметы по внешним свойствам, материалу и
назначению, понимать простейшие причинные связи между явлениями. На многие
вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам,
направленным на выяснение неизвестного.
На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать
небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о
некоторых событиях из личной жизни.
Наряду с ситуативными эмоциями у детей под влиянием воспитания начинают
складываться чувства, выражающие более устойчивое отношение к людям и явлениям,
появляется стремление быть полезным для окружающих, внимание к их нуждам,
дружелюбное отношение к сверстникам; формируются умение подчинять свои желания
требованиям взрослых, зачатки чувства ответственности за порученное дело,
результат которого важен для окружающих.
Дети средней группы способны уже сознательно, соотнести свое поведение с
поведением товарищей, оценить их и свои возможности, главным образом в области
практических действий, помочь сверстнику, согласовать с ним действия,
направленные на достижение общей цели.
В тесной связи с нравственными чувствами у детей
развиваются эстетические чувства и отношения, повышается способность
откликаться на образное содержание песни, картины, иллюстрации, сказки и
рассказа, стихотворения, ярко проявляется сочувствие к положительному
персонажу художественного произведения. Дети этого возраста улавливают наиболее
яркие выразительные средства, звуковысотный и ритмический рисунок мелодии,
тембр разных музыкальных инструментов, силу звучания музыки, ритм стиха; узнают
и запоминают песни, пьесы, стихи, прозу; могут интонационно чисто петь,
ритмично двигаться, передают образы в рисунках и лепке. Поэтому детей в этом
периоде нужно наиболее плодотворно использовать для заучивания Корана, хадисов
и также анашидов.