Ваш малыш уже подрос и многому научился, но работу по формированию
культуры поведения необходимо продолжать. Учитывая опыт детей, следует
усложнять и расширять те умения и навыки, которые уже есть и постепенно формировать
новые.
Учитывая то, что на пятом году жизни дети начинают проявлять
любопытство, необходимо знакомить ребёнка с явлениями общественной жизни.
Особенное внимание уделяйте ознакомлению детей с трудом взрослых дома, в
детском саду, общественно полезном труде. Такая работа позволяет
сформировать у ребёнка уважение к труду, воспитать культуру труда.
Не допускайте проявлений детского эгоизма к взрослым, которые
ежедневно заботятся о ребёнке. Наблюдайте за их трудом, отмечайте вместе с
детьми, что полезного делает каждый взрослый для ребёнка, как это приятно
и хорошо. Постепенно формируйте желание ребёнка помочь взрослому в
отдельных делах, предлагайте детям несложные трудовые поручения.
Вашим постоянным спутником и помощником в воспитании остаётся, как и
раньше, игра. Именно в игре Вы сможете закрепить, уточнить и проверить
знания, умения и навыки ребёнка. Не забывайте только о том, что в игре
особенное внимание следует обращать на эмоционально-моральную сторону
культуры поведения, проявление ребёнком позитивных качеств личности.
Закрепляйте сформированные умения и навыки в разнообразных видах
деятельности. Так, после рисования ребёнок обязательно должен вымыть руки;
для начала лепки следует подумать, что для этого понадобится; во время
аппликации следует помнить, как вырезать и клеить, следить за порядком на
рабочем месте и т.д.
Неукоснительно сами придерживайтесь правил культуры поведения, ведь
ребёнок смотрит на Вас, перенимает Ваше поведение. Показ и объяснение в
конкретной ситуации будет выглядеть особенно наглядно и убедительно. Показ
примера поведения является наиболее действенным средством, нежели
наказание. Объяснения должно носить характер этической мотивации, что
предоставляет возможность сформировать у ребёнка определённое отношение к
нормам морали. Доброжелательный тон беседы создаст позитивное
эмоциональное настроение. Через опыт и переживания у ребёнка формируются
этические представления, которые постепенно будут закрепляться в
позитивный опыт культурного поведения.