На пятом году жизни особенно
ощущается преобладание возбуждения над процессами торможения, которые при
малейшем нарушении условий жизни приводят к бурным эмоциональным реакциям со
стороны ребёнка. Поэтому воспитательный процесс требует от взрослых терпения,
чувствительности, чёткого определения времени, отведённого на деятельность и
отдых.
Заметные изменения происходят в сфере общения детей пятого года жизни с
окружающими. Если в отношениях с близкими взрослыми дети этого возраста
доверчивы, спокойны и уверенны, заинтересованы в контактах с ними, то в
присутствии постороннего взрослого им свойственны стеснительность, неспокойное
состояние. Но при этом дети стремятся к контактам и с этими взрослыми. На пятом
году жизни возрастает интенсивность общения детей с близкими взрослыми (при
эмоционально позитивном отношении взрослых к контакту с детьми). Для
налаживания сотрудничества с ребёнком в специфически детских видах
деятельности, взрослый должен умело пользоваться особым настроением и
характером речи, всей гаммой экспрессивных средств. Именно при этих условиях он
сможет задействовать сильнейший механизм воспитания: упражнение-подражание.
Доверчивые, эмоционально окрашенные отношения близких взрослых с детьми
послужат действенным источником чувствительности и всей гаммы эмпатийных
переживаний детей.
Названные особенности проявляются и в сфере общения ребёнка со сверстниками. На
фоне дальнейшего возрастания потребности в сотрудничестве с другими детьми,
выразительнее проявляется потребность в доброжелательном внимании со стороны
товарищей. Именно в этом возрасте дети осознают своё место в группе
сверстников. На этой основе чётко просматривается выборочное отношение ребёнка
к партнёрам по общению.
Культурно-гигиенические навыки
Умывание. Продолжайте формировать позитивное отношение
ребёнка к гигиеническим процедурам, понимание того, что окружающие одобряют
действия, связанные с соблюдением культуры гигиены и аккуратности, осуждают
проявления неряшливости. Умываться дети уже должны самостоятельно, соблюдая
следующую последовательность: закатывать рукава, открывать кран, смачивать руки
водой, намыливать руки, хорошо смывать мыло, отжимать воду ладонями, не
разбрызгивая её, закрывать кран, досуха вытирать руки полотенцем. Следует
приучать ребёнка по указанию взрослого и самостоятельно замечать свои грязные
руки, лицо, мыть их. Дети должны уметь пользоваться зубной щёткой, полоскать
рот после еды.
Поведение за столом. Ребёнка приучают к соблюдению правил
поведения во время еды: спокойно садиться за стол, есть с удовольствием,
аппетитом и быть аккуратным; во время еды не класть локти на стол; жевать с
закрытым ртом, не спешить, тщательно пережевывать пищу; необходимо научить
бережно обращаться с хлебом и другими продуктами; правильно пользоваться
столовой посудой (в том числе вилкой), не мешать другим, выходя из-за стола
благодарить.
Одевание. Ребёнок пятого года жизни должен уметь одеваться и
раздеваться в определённой последовательности, складывать и убирать одежду на
место, различать обувь на правую и левую ногу, правильно обуваться. Следует
учить ребёнка вежливо обращаться с просьбой о помощи, а также подходить к
зеркалу, замечать плохой внешний вид, устранять неаккуратность; без напоминания
взрослого пользоваться носовым платком.
Культура деятельности
Формирование знаний правил культуры деятельности. Детей
этого возраста знакомят с основными правилами культуры деятельности, учат
соблюдать их самостоятельно, без напоминания взрослого. При необходимости,
напоминают ребёнку, делая соответствующие указания, стимулируя вспомнить, как
необходимо поступить.
Общая деятельность и игры. Важным заданием воспитания культуры
поведения ребёнка пятого года жизни является воспитание бережного отношения к
игрушкам, предметам, материалам для поделок, учебных пособий. Особенное
внимание нужно уделять рациональному подбору игрушек и материалов для
деятельности, формировать навыки культуры пользования ими.
В игровую зону следует добавить оборудование для игр, которые отображают
разнообразную трудовую деятельность взрослых. Так в игре ребёнок сможет:
постирать кукольное бельё, высушить его, сделать несложный ремонт, приготовить
вкусный ужин и т.д. С пятого года жизни ребёнка можно учить сервировке стола.
Труд. Детей продолжают приучать радоваться чистоте и порядку в
комнате, чистой, аккуратной одежде, учат бережно обращаться с вещами. По
напоминанию взрослого ребёнок должен уметь убирать свои игрушки на место,
бережно к ним относится, с любовью ухаживать за ними, радоваться, когда
взрослый отремонтирует сломанную игрушку.
Чтение сказок. Продолжайте формировать у детей культуру
слушателей и читателей, приобщайте к книге как источнику знаний, формируйте
бережное отношение к книгам, иллюстрациям. Обсуждайте вместе с детьми
прочитанное.
Сон. Все необходимые навыки у детей уже, как правило,
сформированы. Главное, чтобы дети не игнорировали правила, выполняли их
ежедневно.
Культура общения
Со взрослыми. У детей этого возраста углубляют
представления о разнице в людях (половых и возрастных), выделяя особенности их
внешнего вида, одежды, рода занятий. Дошкольников учат узнавать взрослых людей
в разнообразных изображениях (фото, на картинках, в скульптуре), узнавать и
называть людей разных профессий. Дети должны уметь различать эмоциональные
состояния, искать их причину, соответственно себя вести. К тому же, дошкольники
должны знать, что обращаться к незнакомым взрослым, воспитателям необходимо на
«Вы», используя вежливые формы. Кроме этого, дети должны уметь делать приятное
близким, общаться с взрослыми в доброжелательном тоне, по примеру взрослых
реагировать на состояние и настроение окружающих людей.
Дети должны знать членов семьи и ближайших родственников, знать и называть
родственные взаимоотношения, понимать, что все заботятся друг о друге.
Необходимо развивать умение детей отвечать на вопросы о семейных отношениях.
Дошкольники должны уметь отображать родственные отношения в игре.
Со сверстниками. Дошкольникам необходимо дать представление о
детях разного возраста, показать половые различия, отличия в одежде, особенностях
поведения, деятельности и т.п. Вместе с ребёнком научитесь запоминать имена
девочек и мальчиков, обращаться уменьшительно-ласкательными именами к малышам.
Приучайте ребёнка видеть и демонстрировать в повседневном поведении позитивное
отношение к детям, умение делать добрые дела. Развивайте умение ребёнка видеть
негативные действия детей, выделять их последствия, выражать своё отношение.
Приучайте детей к словам вежливого обращения «пожалуйста», «извини», «спасибо»
и другим. На этой основе будут формироваться партнёрские игровые
взаимоотношения, дети будут приучаться договариваться друг с другом,
самостоятельно решать конфликтные ситуации, планировать общую деятельность и
пр. Учите детей наблюдать за проявлениями поведения сверстников, используйте возможность
негативной оценки поступков самими детьми. Продолжайте формировать интерес к
сверстникам, доброжелательное к ним отношение, готовность прийти на помощь.
Подсказывайте возможные добрые дела и поступки относительно сверстников,
упражняйте воспитанников в культуре поведения, обсуждайте как позитивные, так и
негативные ситуации поведения.