Каждая
мама знает, что ребенок – не маленькая копия взрослого. Психологи давно
доказали, что у детей иное восприятие. Но одно дело знать, и совсем
другое – в будничной суете это учитывать и обращаться с ребенком
соответственно.
Будьте проще
Малышка
2 лет бодро топочет по дорожке. За ней едва поспевает мама и ругается:
"Ну сколько раз я тебе говорила…куда ты понеслась…все убегаешь и
убегаешь…" Эти догонялки продолжаются уже минуты две, мама сопит за
спиной крохи, та чешет к своей цели. Самое удивительное то, что мама ни
разу не сказала девочке прямо, чего она от нее хочет - чтобы дочка
остановилась. Мама сетует, кипит негодованием, повышает голос. Искренне
ожидает, что 2-летний малыш сможет угадать ее пожелание. И лишь когда
мама произносит слово "Стой!", ребенок останавливается и поворачивается
к ней, как ни в чем не бывало. Понаблюдайте на детской площадке
– добрая половина родителей разговаривают с малышами слишком сложно,
вместо того, чтобы говорить понятные простые вещи - "Иди сюда", "Брось,
бяка". Маленькие детки пока ведь не понимают нюансов взрослого языка.
Вот в этом случае поговорка "Будь проще и к тебе потянутся люди"
оправдывает себя на все 100%.
Четко и ясно
Когда
мы говорим малышу: "Иди, собирайся гулять" или "Садись за стол", мы
подразумеваем, нечто простое и естественное, что повторяется каждый
день. Для ребенка же это сложная цепочка действий. Садись за стол –
надо идти на кухню, лезть на свой стульчик или выпрашивать, чтобы тебя
подсадили, брать в руки ложку и открывать ротик. И если кроха забыл
влезть на стульчик, но сел на пол и открывает рот, как маленький
галчонок, родитель, того гляди, отругает. Сложный процесс подготовки к
еде может застопориться на любом из звеньев – малыш не знает, как
залезть на стул, не той стороной или взял ложку… Чтобы понять,
как все это ощущает ребенок, вспомните, как вы учились водить машину.
Инструктор равнодушно говорит: "Ну, поехали". А для вас это целый
каскад действий, которые нужно согласовывать в правильной
последовательности. Вспомните: одной рукой крутим руль, другой включаем
передачу, нажимаем на педаль, зачастую ошибаясь адресатом, и лишь затем
плавно отпуская сцепление трогаемся с места. И если инструктор ругается
или изображает презрение к даме за рулем, вы же от этого лучше не
сделаете. Так и с малышом. Давайте ему указания спокойно и
последовательно. "Иди ко мне". Подождали, пока придет. "Залезай на
стульчик". Подождали. "Бери ложечку". Пауза. "Давай я тебе повяжу
фартучек". Пауза. "Открывай ротик".
Без отрицаний
Наше
подсознание устроено странно. То, что мы не хотим видеть или слышать,
скорее всего, и не услышим. Просто пропустим. Этим грешат и взрослые, и
карапузы. "Нельзя", "нет" и "не…" - просто приманки для малышей.
Сколько раз за день мы говорим: "Не трогай это!", и детская рука
моментально тянется к запретному плоду. Одно из объяснений сего
печального феномена в том, что ребенок не хочет слышать и не слышит
частицы "НЕ". Психологи уверяют, что таким образом вы сами как бы
привлекаете его внимание к запретному плоду. Чуть позже кроха научится
слышать отрицательные слова – когда начнется развиваться сознание и
логика. А пока его ведут подсознание, эмоции, инстинкты. И то, что
нельзя, наоборот, НАДО! Ведь мама указала на этот предмет! Предлагаем
говорить без отрицательных частиц. Вместо: "Брось бяку" - "Смотри, что
у меня есть". Вместо: "Не ходи к маме, она занята" - "А давай
посмотрим, что там у нас в шкафчике".
Слово и образ
Малыши
любую вещь постараются ощупать, подергать, покусать. Они мыслят не
словами, а образами. Вам надо, чтобы кроха усвоил какую-то информацию?
Тогда он должен ее увидеть, ощутить, воспринять эмоционально и только
после этого преобразовать в слова. Нельзя наступать на крышку
канализационного люка. О том, что это опасно, мы расскажем детке позже,
а пока: "…фу, как оттуда пахнет. Ну, его, пойдем". Если же люк открыт,
можно бросить туда камень и заглянуть – ничего не видно! "Представь,
как туда человек упадет!" Вполне возможно, ребенок и сам сделает вывод:
"Очень плохо, пойдем чем-то другим займемся". Вот это способно
врезаться в память как сигнал тревоги. Хотите, чтобы малыш не только
понял, но и запомнил? Создайте образ и задействуйте органы восприятия.
Давай играть!
Ничто
не доносит информацию надежнее и ярче, чем игра, особенно у малышей.
Хоть сто раз скажите: "Улицу надо переходить на зеленый сигнал
светофора". В хорошенькую головку это не уместится. А вот если взять
плюшевые игрушки и машинки, расчертить на ватмане перекрестки и сделать
светофор из кубиков…Хорошо, если детей несколько – один изображает
"машинки", другой "пешеходов", а вы меняете сигналы светофора. Проиграйте
разные ситуации, показывайте варианты решений. В игре любые советы
воспринимаются без внутреннего протеста. Те же дорожные правила легче
всего отрабатывать по пути в сад или магазин. На перекрестке пусть
кроха скажет, кто должен ехать, кому какой сигнал! Ситуации, когда он
был "главнее папы", малыш запомнит надолго.
|