1 сентября с радостным нетерпением ждут даже самые
закоренелые двоечники. По школе (пусть это чувство уйдёт на первом же уроке)
соскучилась вся ребятня. Нам же, родителям, следует понимать главное - в погоне
за знаниями наши любимые чада часто теряют здоровье. И только от нас зависит,
насколько процесс учёбы пройдёт безболезненно для растущего организма.
Как поешь — так и поучишься
«Пустое брюхо к
ученью глухо», гласит народная мудрость. Чем и как нужно кормить ребёнка, чтобы
он учился лучше?
Сладкий йод
Два «рецепта для
ума» знают все родители. Первый — сладкий: сахар и глюкоза. Они стимулируют
мышление. Второй рецепт — продукты с йодом.
— Глюкоза нужна
для работы мозга, однако потреблять её или сахар специально для стимуляции
умственной работы не нужно, — объясняет Михаил Богомолов,
врач-психоэндокринолог и президент Российской диабетической ассоциации.
— При нормальном содержании глюкозы в крови в мозг её поступает вполне
достаточно. Нашим школьникам нужны овощи и фрукты, а не сладости. Они и так
получают их в избытке. Об этом свидетельствует небывалый рост сахарного диабета
2-го типа среди детей. Это взрослая форма болезни, и у детей её никогда раньше
не было.
Здоровым детям
лучше принимать йод с пищей, а не в виде таблеток. Для этого достаточно
использовать йодированную соль. Покупая её, внимательно читайте информацию на
упаковке: выбирайте соль не с йодитом калия, а с йодатом (KIO3). Он более устойчив и не разрушается при готовке. Кроме
соли йодом богаты морская рыба и прочие морепродукты.
Вариант «Омега»
Школьника нужно
кормить рыбой не менее 2-3 раз в неделю. И дело не только в йоде, с морской
рыбой ребёнок также получит достаточное количество хороших белков и омега-3
жирных кислот. От них зависит степень концентрации внимания и способность к
обучению. Особенно омега-3 кислот много в лососе, тунце, макрели, сардинах и
прочей жирной рыбе. Но почти весь лосось, продающийся у нас (мы его чаще
называем сёмгой), выращивают на фермах, и в нём гораздо меньше омега-3 жирных
кислот, чем в лососе диком.
К счастью, омега-3 кислоты есть не только в дарах моря. Их много в грецких и
миндальных орехах, а также в рапсовом и льняном масле, купить эти продукты
сегодня несложно. Приличные дозы омега-3 можно почерпнуть и в зелёных салатах,
капустах, а также в кабачках и тыкве.
Каждому школьнику — по бутылке
Несколько лет
назад в английских школах детей начали учить пить… воду. Каждый ученик должен
был иметь собственную бутылочку, к которой можно было прикладываться прямо на
уроке. Почему? В мозге 80% воды, и он очень чувствителен к её недостатку. Даже
небольшой дефицит воды способен вызвать быструю усталость и головные боли. Это
научные факты. Дети, имевшие доступ к воде в течение всего школьного дня,
гораздо лучше справлялись с тестами, оценивающими их мыслительные способности.
Так что, собирая
ребёнка в школу, не забудьте положить ему в ранец или портфель бутылочку с
водой. Первоклашкам нужно не менее 1,5 литра воды в день, десятилеткам — 1,75
литра, а подросткам, как и взрослым, — 2 литра живительной влаги.
Газировки воду
не заменят. В них куча сахара, а в «колах» ещё и кофеин. Да, он может сделать
мозги более ясными, но ненадолго. Кроме того, кофеин, как и всякий допинг,
«насилует» мозг, истощая ресурсы нейромедиаторов. Эти вещества передают сигналы
от одной нервной клетки к другой, и от них зависит не только наше мышление но и
настроение. Когда их становится мало, возникают проблемы (см. таблицу). К
счастью, сбалансировать количество нейромедиаторов нетрудно. Достаточно давать
на завтрак яйца, рыбу, постное мясо и птицу, особенно индейку, ягоды, фрукты,
натуральные соки с мякотью.