У многих детей к двум годам
появляется способность и желание к установлению порядка в окружающем его мире,
так называемый детский педантизм. Ребенок требует точного соблюдения всех
церемоний, и ему не нравится, если что-то лежит не на своем месте. Дети с
удовольствием раскладывают игрушки
по местам, которые определил для них взрослый, стараются соблюдать правила в
действиях с различными предметами. У крохи появляется свое «игрушечное»
хозяйство. Учитывая это, можно легко приучить ребенка соблюдать режим, а также помочь малышу организовать свои действия.
Это время самое благоприятное для того, чтобысделать первый шаг в приучении к
аккуратности – это останется с ним на всю жизнь, но если упустить это время,
наверстать его будет достаточно сложно.
К двум годам необходимо
обеспечить ребенку его
собственное пространство. Будь это игровой уголок или целая детская комната, ребенок должен понимать, как это
пространство организовано. Каждая вещь должна иметь свое место и
предназначение, в первую очередь это касается игрушек, ведь это собственность
малыша. Организовать пространство помогут полки, стеллаж, коробки, корзинки и
пр. Кубики и строительный конструктор должны располагаться на полу, так малышубудет удобней делать
постройки. Для действий с некоторымиигрушками (вкладыши, волчки, картинки и др.)
понадобится детский стол и стульчик. Для игры в кукол следует отвести игровой
уголок с необходимой кукольной утварью (кроватка, посуда, одежда и пр.). Кроме
того, важно обеспечить свободное пространство на полу для игры в мяч, перевозки
игрушек в машинках и тех же построек из кубиков. Любимые игрушки малыша, которые обязательно
появляются в этом возрасте, также должны располагаться в доступном месте,
например, на нижних полочках стеллажа, чтобы малыш не прибегал к вашей помощи,
когда захочет поиграть с ними. На верхних полках следует разместить те игрушки, которые требуют особого,
бережного отношения. В таком продуманном пространстве малышу будет легче организовывать
свои действия и поддерживать порядок.
Стремление малыша действовать
«так как надо», то есть, так как определил взрослый, поможет вам приучить ребенка к порядку в разных областях
жизни и привить хорошие привычки. Помните, малышу важно знать, что он делает правильно –
чувствовать самостоятельность и получать от вас похвалу за собственные
действия.
Рождение игры
Третий год жизни ребенка знаменуется зарождением,
началом игры. Это еще не игра в полном смысле этого слова, то есть осознаваемая
ребенком, творческая игровая деятельность. Но уже и не те
предметно-практические действия с игрушками,
которые доминировали на втором году жизни. Теперь малыш не просто пробует
свойства разных игровых материалов, а использует их по назначению, воспроизводя
жизненные события: покормить куклу, уложить ее спать, сварить кашу и пр. Такая
игра называется процессуальной, потому как смысл ее не в сюжете, а в самом процессе
действия. Малыш может долго повторять одно и то же действие, например,
укладывать куклу спать. Одно действие может переходить в другое без логической
связи: уложили куклу спать, потом сразу же кормим ее и опять пора укладывать
спать и т.д. Малыш воспроизводит те же действия, что показал ему взрослый, не
изобретая ничего нового, быстро отвлекаясь и бросая начатое дело. Но, несмотря
на такую хаотичность и непоследовательность игровых действий, процессуальная
игра важна, она предшествует настоящей творческой игре и необходима для ее
развития.
Игра не может возникнуть сама по
себе, необходима помощь умеющих играть, родителей или старших детей, - тех, кто
передаст малышу основы
этого важного занятия. Поэтому от вашего непосредственного участия, от
совместной игры с крохой зависит то, насколько полной, развитой и творческой
будет его игра. Важно вместе с малышом пройти этот увлекательный путь от простых
игровых действий (кормление куклы ложкой) до настоящей творческой игры, в
которой ребенок может
взять на себя роль мамы или дочки, врача или пациента.
Для того чтобы организовать игру,
понадобится небольшоеколичество реалистических игрушек: куклы, кукольная
посуда, кроватка, стульчик, расческа и пр. Помните, игрушек не должно быть
слишком много, поскольку это дезориентирует ребенка. Выберите самое необходимое.
Подбираем игрушки для малыша:
1.Достаточно, если у ребенка
будет 2-3 разные куклы:
·Тряпичные (высота – до 30 см
);
·Пластиковые;
·Кукла-голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками);
·Набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);
·Мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол);
·«Предметы гигиены» для кукол – расчески, щетки, мыло и пр.;
·«Продукты питания» – наборы овощей, фруктов.
3.Игрушечные животные – маленькие и средних размеров с реалистичной,
достоверной и выразительной внешностью.
4.Наряду с реалистическими игрушками,
для детской игры нужны предметы неопределенного назначения, способные стать
предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов
и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.
Важно помнить, что образные игрушки
(куклы, мягкие игрушки
и фигурки животных) должны быть простыми и открытыми для игровых действий
малыша. С такими игрушками
удобно действовать: куклу можно легко посадить на стульчик или уложить в
кроватку, собачка может встать на задние лапки, а мишка может хлопать в ладоши.
Образ игрушки должен
быть четким, реалистичным и узнаваемым для ребенка.
Интерактивные игрушки (плачущие и писающие пупсы, интерактивные
роботы-трансформеры и пр.) не позволяют начать игру, поскольку исключают
игровые действия и фантазию ребенка!
Первые сюжеты.
Простые действия с предметами,
которые уже стали доступными для малыша, можно включать в различные сюжеты, так
малышу будет
интереснее действовать с ними, кроме того, такие занятия полезны для развития
воображения и речи. Вот несколько несложных сюжетов, которые можно использовать
в игре:
Пора кушать
Накрыть стол, расставить приборы.
Сварить суп или кашу, покормить куклу из ложечки (палочкой), из тарелочки
(ладошки). Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой. Испечь
пирожки. Порезать ножом (палочкой) колбасу. Налить сок, напоить кукол. Помыть
посуду, вытереть ее полотенцем.
Баюшки-баю
Положить куклу в кроватку,
накрыть одеялом, покачать кроватку. Погладить, поцеловать ее. Побаюкать на
руках.
Надо, надо умываться
Искупать куклу в ванночке (вместо
мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона. Причесать куклу
(расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце. Почистить куклам зубки
(можно использовать детскую зубную щетку или палочку).
Мы идем гулять
Прогулка на машине (в коляске).
Катание с горки на машине или на дощечке.
Приходите в гости к нам
Пригласить игрушки на праздничный обед. Накрыть
праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье
(фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадить гостей за столом. Разложить угощение
на тарелки.
Организуя игру, оставляйте
пространство для свободной игры ребенка,
позволяйте ему включать свое воображения, поддерживайте его игровые начинания.
Любимая
игрушка
Малыши
воспринимают кукол «всерьез», как живых. У многих детей в этом возрасте уже
появляются любимые игрушки,
с которыми они не расстаются: вместе спят, едят, гуляют, а также берут их в
детский сад. Такими друзьями могут стать мягкие игрушки с ярким и привлекательным образом: плюшевые
мишки, зайчики, собачки, с которыми удобно действовать малышу. Конечно, самому малышу еще трудно одушевить и
наделить характером игрушку, выбрать любимую. В этом ему помогает близкий взрослый,
который хорошо знает и чувствует малыша. Такая любимая игрушка-подружка может
быть опорой в развитии внутреннего мира ребенка.
Кукла
приходит на помощь.
Многим
родителям приходилось сталкиваться с такими проявлениями в поведении
двухлетнего малыша, как капризы, упрямство и истерики. Родителям кажется, что
контакт с ребенком потерян, он уже не слышит и не хочет делать то, что просит
от него взрослый. Но и такие сложные моменты можно решить с помощью игрушки. Куклу, действующую от лица
взрослого, ребенок
принимает как самостоятельное, отдельное существо. Это значит, что кукла может
не только помочь взрослому организовать, начать игру, но и налаживает общение с
ребенком.
Выберите какой-нибудь яркий образ, через который вы будете общаться с
ребенком. Для этой цели отлично подойдут куклы-бибабо – куклы[1], состоящие из
твердой головы и приклеенного к ней тельца-костюма. Указательный палец
управляет головой, а большой и средний – руками. Такие куклы умеют смеяться,
плакать, кричать, обижаться, удивляться, принимая различные позы. Все, что
испытывает ваш ребенок,
может выразить такая кукла. Новый характер – новое общение. Такой отдельный,
независимый персонаж может, например, уговорить ребенка убрать свои игрушки.