На четвертом году жизни у детей продолжают развиваться психические функции,
возрастают физические возможности, показатели роста. В течение года масса тела
ребенка увеличивается на 1,5-2 кг, рост — на 5-7 см; к 4 годам масса тела его
достигает примерно 16,5 кг, рост - 102 см, окружность грудной клетки - 53 см.
Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга.
Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более
разнообразными и координированными становятся движения.
С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании
деятельности ребенка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях
с окружающими.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка
приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности — игре, рисовании,
конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с
заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может
«теряться», ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Развивается сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя
определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом проявляется интерес
ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца
поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры
детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом, однако
достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность
ее невелика.
В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному
изображению предметов, хотя способы реализации этого намерения еще
несовершенны.
В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами-представлениями
о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. Постепенно
количество графических образов возрастает, соответственно расширяется и
диапазон изображаемых ребенком предметов.
В игре, рисовании, конструировании происходит знакомство ребенка со свойствами
предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний
ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но усваивать и
некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств — сенсорные
эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное мышление. Ребенок
оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству
(форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах
предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не
выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в
общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. Особенно велик их интерес к причинам
явлений: вопросы о причинах становятся преобладающими.
В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно
увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем,
которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
У детей повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым
элементам художественной формы — ритму, рифме. Дети различают поэтический и
прозаический тексты, у них растет интерес к слушанию сказок и стихов,
усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых.
Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Они
различают контрастное настроение музыкальных произведений (веселое, спокойное),
узнают знакомые песни и пьесы, называют их. Дети различают звуки по высоте (в
пределах сексты), тембры музыкальных инструментов (высокий, низкий и средний
регистры). На четвертом году жизни дети хорошо подстраиваются к голосу
педагога, начинают петь протяжно. Они могут передать в движении ритм ходьбы и
бега, яркие
динамические и темповые изменения, двухчастную форму пьесы.
Достижения в психическом развитии ребенка (особенно овладение намеренными
действиями) создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере
обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на
подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует
самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного
задания.
Несмотря на растущую самостоятельность детей, роль
взрослого в их жизни очень велика. Основные побуждения к общению со взрослыми у
детей начинают переходить из сферы чисто практической (совместного выполнения
действий) в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник
разнообразных сведений об окружающем. Дети обнаруживают повышенную
чувствительность к тону, настроению и отношению к себе со стороны окружающих.
Они легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников и взрослых.
Наибольшим достижением ребёнка на четвёртом году жизни является то, что его
действия приобретают целенаправленный характер. Занимаясь разными видами
деятельности, в повседневном поведении дети начинают действовать соответственно
поставленной цели, хотя из-за неустойчивости внимания могут забывать,
отвлекаться, бросать одно дело ради другого.
Характерной особенностью детей четырёхлетнего возраста является значительная
эмоциональная возбудимость, несдержанность и недостаточная устойчивость эмоций.
В этом возрасте продолжает формироваться культура поведения детей. Они уже
хорошо должны знать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за
внешним видом и поддержания порядка. Дети должны понимать, что взрослые
радуются, когда дети самостоятельно одеваются, когда они аккуратны. Ребята
должны знать предметы и действия, связанные с гигиеническими процессами. У
детей продолжают формировать знание правил поведения за столом: не разговаривать,
пока не прожевал и не проглотил еду; вести себя спокойно; не крошить хлеб;
благодарить старших; знать стихотворения об аккуратности, чистоте, читать
детские книги, рассматривать картинки, помогать друг другу одеваться, убирать
игрушки и т.п.
Не смотря на растущую самостоятельность детей,
роль взрослого в их жизни ещё значительна. Основные стимулы к общению с
взрослым у ребёнка начинают переходить из сферы чисто практической (общего
выполнения действий) в сферу познавательную. Взрослый начинает выступать как
источник разнообразных сведений об окружающем. Дети проявляют повышенную
чувствительность к тону, настроению и отношению к себе со стороны взрослых.
Дошкольники становятся чувствительными к эмоциональному состоянию сверстников,
легко его перенимают. В общении ребёнка этого возраста с взрослыми и
сверстниками у детей важно воспитывать гуманные чувства и элементарные
представления о доброте, сочувствии, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к
окружающим. Также у детей продолжают формировать практические навыки культуры
поведения.