Многие склонны полагать, что смысл праздника
состоит в том, чтобы одеваться в красивую и новую одежду, вкусно есть,
разглядывать красивых женщин и предаваться плотским удовольствиям и утехам.
Однако подлинный смысл праздника /Ид/ вовсе не в этом.
На самом деле праздник /Ид/ подразумевает совершение актов благоговейного
послушания; раскаяния в грехах и ошибках; отказ от дурных поступков; возвышение
на более высокий духовный уровень; дарование почетных одежд, изысканных
подарков и щедрых милостей; усиление чувств в свете веры /имана/; успокоение
сердца через силу убежденности /йакин/ и через знаки, которые она признает, и
излияние океана знаний и всяческой мудрости, что идет от сердца к языку и
находит выражение в емких и точных словах.
Именно в такой праздничный день /йаум Ид/, как говорится в предании, человек
пришел в дом Али /ибн Аби-Талиба/ (да будет доволен им Аллах и да сделает его лик
благородным) и увидел, что тот ест грубый черный хлеб /хубз хушкар/. «Сегодня
праздник /Ид/», - воскликнул гость в замешательстве, - а ты ешь грубый черный
хлеб!»
«Сегодня праздник /Ид/ для того, чей пост /саум/ был принят, чьи усилия были
признаны достойными, и чей грех был прощен. Сегодня для нас праздник /Ид/, и
завтра праздник /Ид/ для нас. Каждый день, когда мы не преступаем волю Аллаха -
праздник /Ид/ для нас».
Поэтому для разумного человека важно не сосредотачиваться на внешнем аспекте
/захир/ и не давать ему отвлечь внимание. Он должен воспринимать праздник /Ид/
с точки зрения созерцания и размышления. Он должен смотреть на праздник /Ид/,
сравнивая его с Днем Воскресения /Йаум аль-Кийама/. Когда он слышит звук рожка
/буг/, обозначающий приход ночи праздника /Лайлат аль-Ид/, то должен вспомнить
о гласе трубы /сур/ в День Воскресения /Йаум аль-Кийама/. В то время, как
большинство людей проводит ночь праздника /Лайлат аль-Ид/ во сне, отдыхая перед
празднованием, которое ожидает их на другой день, он должен помнить о том
промежутке сна, что будет между двумя зовами трубы /в День Воскресения/.
На утро самого дня праздника /Йаум аль-Ид/, он увидит, как выглядят люди,
выходя в город из своих жилищ. Он заметит разницу в их настроении и
разнообразие форм и цветов в их одеждах, ибо каждый оденется в особую одежду и
украшения. Один будет выглядеть веселым, а другой - несчастным. Один приедет
верхом, а другой придет пешком. Один будет богат, а другой беден. Один будет в
хорошем настроении, а другой - в подавленном.
Видя это, разумный наблюдатель должен будет вспомнить, как разнообразны будут
люди в день Воскресении /аль аль-Кийама/. Те, кто следовал пути молитвенного
послушания /ахль ат-таа/ будут радостны и счастливы, а те, кто следовал пути
греха и неповиновения /ахль аль-масийя/ будут несчастны и подавлены. Истинно
верующие /муттаки/ будут ехать верхом в удобстве, а преступник и многобожник
/мушрик/ (т.е., тот, кто ставил себе других богов, кроме Аллаха), будет
спотыкаться и падать, его будут волочить лицом по земле или в лучшем случае они
будут идти пешком.
Как сказал Аллах (нет славнее Его): «В тот день, когда Мы соберем
богобоязненных к Милостивому, [прошествуют они к Нему], выступая торжественно»
(19:85), т.е., «верхом на породистых верблюдицах»; «и погоним грешников в ад,
как стадо на водопой» (19:86), т.е., «как жаждущее стадо».
Что касается благочестивого воздерживающегося /захид/, человека, наделенного
пониманием воли Аллаха сердцем /´ариф/ и стремлением духовного исполнения Его
Воли /бадал/, то каждый из них будет обладать удобством и изобильным богатством
в присутствии своего Царя /Малиик/ и Возлюбленного /Махбуб/ под сенью Небесного
Престола /Арш/. Им будут дарованы украшения и красивые одежды, и яркий свет
благоговейных дел и духовного опыта /анвар ат-таат ва-ль-ма-ариф/ будет
освещать их лица, ибо будут они лучистыми и великолепными. Для них будут
накрыты столы со всяческими яствами, напитками и плодами, пока не будет окончен
Счет /Хисдб/, и не будут подведены итоги всем творениям. Тогда перейдут они в
Райский Сад, чтобы занять жилища, кои Аллах (Он превыше всего) уготовил для
них. Там найдут удовольствия и услады, подобных коим не видел глаз, и не
слышало ухо, и о каких не догадывалось сердце человека.
Аллах (превыше Он всего) сказал: «Не ведает душа, что скрыто для них из услады
глаз в награду за то, что содеяли они» (32:17).
Что же касается положения тех, кто пристрастен к этому худшему миру, то такой
человек будет рыдать и плакать, и ощущать ужасное несчастье. Ему не достанется
услад, радующих жителей /Рая/, потому что он привязан к миру, неправедно нажил
свое богатство и не всегда повиновался Господу своему. Он будет видеть место,
уготованное ему в Райском Саду, но не сможет достичь его, пока не очистится от
долгов и обязательств, которые взял на себя.
Что же касается неверного /кафир/, то он будет громко сетовать, плакать и
рыдать, созерцая уготовленные для него муки, и увидит, что ждет его наказание,
разложение, погибель и вечное пребывание в Адском Пламени.
Когда разумный мусульманин увидит развевающиеся флаги и знамена, которые
поднимают, чтобы отметить праздник /Ид/, он вспомнит ангелов-знаменосцев /ашаб
аль-алам/, которые появятся, когда вестник Милосердного /мунади-р-Рахман/
объявит /жителям Райского Сада/, что пришло время им посетить Господа людей в
Его Обители Мира /Дар ас-Салам/ по повелению Источника Мира /би-амри-с-Салам/.
Когда такой человек увидит, что /верующие/ выстроились в правильные ряды, и что
его братья собрались для общей молитвы, он должен будет вспомнить, что все творения
будут стоять пред Ликом Всеповелевающего /аль-Джаббар/, и что распутники и
праведники /аль-фуджар ва ль-абрар/ будут строиться в ряды в День Воскресения
/Йаум ан-Нашр/, когда все тайны /асрар/ будут раскрыты.
Когда он увидит людей, идущих с места молитвы на открытый воздух /джаббана/ -
когда всякий вернется в свой дом, свою мечеть /масджид/ или гостиницу /хан/ -
разумный наблюдатель вспомнит о том мгновении, когда все творения разойдутся от
Лика Царя /аль-Малик/, Вседарующий /аль-Маннан/, Воздающего /ад-Даййян/ - кто в
Райский Сад, а кто в Адский Пламень.
Как сказал нам Господь Всевышнего Величия и Милости /Дуль Азама ва-дь-Имтинан/:
«И в тот День, когда настанет Час [явиться людям на Суд Божий], - направятся
[те, кто уверовал в Бога] в одну сторону, [а кто не уверовал] – в другую»
(30:14) и «Одна часть их окажется в Аду, а другая – в Раю» (42:7).