Нравственное воспитание является
второй ответственностью родителей вотношении детей после обучения ихвере. Пункты нравственного воспитания
многочисленны, однако мыостановимся лишь нанекоторых изних.
1. Честность.
Чтокасается честности,
тоэто одно изсамых важных нравственных качеств,
указывающих наналичие
веры егообладателя.
Напротив, лживость является качеством лицемера, пусть Аллах убережет насотэтого. Всевышний Аллах говорит: «О вы, которые
уверовали! Бойтесь Аллаха ибудьте справдивыми».
Также Пророк, мирему иблагословение Аллаха, говорит: «Поистине,
правдивость приводит кблагочестию
и, поистине, благочестие приводит кРаю, истанет
человек говорить правду, пока небудет записан пред Аллахом какправдивейший. И, поистине, лживость приводит кгреховности, и, поистине, греховность приводит кОгню истанет человек лгать, пока небудет записан пред Аллахом какотъявленный лжец». (Аль–Бухари;
Муслим)
Также вхадисе сказано:
«Лицемера отличают трипризнака:
когда онрассказывает,
толжёт, когда обещает,
тонарушает (своё
обещание), акогда емудоверяются, онпредаёт». (Бухари)
Поэтому, исламская семья несет ответственность перед Всевышним Аллахом ввоспитании честности уее детей, атакже других нравственных качеств. Иособую роль вэтом воспитании играет родительский пример, таккак родители этопервые, накого обращают внимание икому подражают дети. Поэтому, нашлюбимый Пророк, мирему иблагословение Аллаха, разъяснил намзапретность даже мельчайшего проявления
лживотношении детей. Вхадисе, который передает АбуХурайра сказано: «Кто сказал ребенку
«идем, ятебе дам», азатем недал, тоон солгал» (Ахмад— достоверный).
Также отАбдулла ибнУмара передается: «К нампришел Посланник Аллаха, мирему иблагословение Аллаха, вто время какябыл ребенком ия
собрался выйти, чтобы поиграться, номама сказала мне«О Абдулла, идем, ятебе кое–что дам».
Посланник Аллаха, мирему
иблагословение Аллаха,
сказал «Что тыхочешь
емудать?» Онаответила «Я емудам финик». Посланник Аллаха, мирему иблагословение Аллаха, сказал «Просто, если быты недала емуничего, тобыла бызаписана тебе ложь»» (Ахмад).
2. Верность.
Обобязательности
верности говорится вомногих
аятах Корана, атакже ввысказываниях Пророка, мирему иблагословение Аллаха.
Кпримеру, Всевышний
Аллах говорит: «Воистину, Аллах велит вамвозвращать вверенное нахранение имущество еговладельцам исудить посправедливости, когда высудите среди людей» (Коран. 4.58). Атакже «О те, которые уверовали! Непредавайте Аллаха иПосланника ине покушайтесь навверенное вамимущество сознательно» (Коран. 8.27).
Верность— есть одно изпродолжений честности, являясь дополнением
кэтому качеству, таккак вхадисах верность упоминается вместе счестностью. Ивсе этоявляется признаками веры, вто время противоположность этим качествам
является признаком лицемерия.
Вхадисе говорится:
«Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), аотличающийся каким–либо
изних будет отмечен
одним изсвойств
лицемерия, пока неизбавится
отнего. (Четырьмя
такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда емудоверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём–нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, идопускает беззакония, когда враждует (с кем–либо)». (Бухари)
Атакже: «Лицемера
отличают трипризнака:
когда онрассказывает,
толжёт, когда обещает,
тонарушает (своё
обещание), акогда емудоверяются, онпредаёт». (Бухари)
Поэтому, нашей обязанностью является воспитание всамих себе ив наших детях такого качества какверность, атакже предостережение отпредательства иего последствий.
3. Благая речь.
Отстранение отнепристойных
фраз является одним изпроявлений
благородного нрава, ккоторому
побуждает насКнига
Всевышнего Аллаха иблагородная
сунна.
Всевышний Аллах установил длякаждого человека двух ангелов, один изкоторых записывает благие дела, адругой— дурные. Таким образом, Всевышний Аллах полностью
охватил человека Своим знанием, чтобы человек всегда помнил отом, чтолюбое егослово будет услышано Всевышним Аллахом ибудет взвешено вСудный день навесах справедливости. «Стоит емупроизнести слово, какпри немоказывается готовый наблюдатель» (Коран: 50.18).
Посланник Аллаха, мирему
иблагословение Аллаха,
отметил тесную связь между верой иблагой речью. ОтАбу
Хурайра передается: «Сказал Посланник Аллаха, мирему иблагословение Аллаха: «Кто уверовал вАллаха ив Судный день пусть говорит благое илипусть молчит». (Бухари).
Для воспитания благой речи внаших детях необходимо соблюдать четрые
условия:
1. Полный отказ родителей отпроизнесения недостойных слов; 2. Обучение детей инапоминание имтекстов Корана иСунны, которые призывают кблагой речи. Кпримеру, АбуХурайра передает отПророка, мирему иблагословение Аллаха, чтоонсказал:
«Поистине, рабможет
произнести слово…»; 3. Суровое порицание ихза произнесение недостойных слов; 4. Выбирать дляних благое окружение иследить, чтобы онинесвязались сдетьми, которые необладают таким качеством.
Передают сослов АбуМусы аль–Аш'ари,
дабудет доволен имАллах, чтоПророк, даблагословит егоАллах ида приветствует, сказал:
«Поистине, праведный товарищ идурной товарищ подобны продавцу мускуса и(человеку,) раздувающему кузнечные мехи. Чтокасается продавца мускуса, тоон (может) либо подарить тебе (что–нибудь изсвоего товара), либо тыкупишь унего что–то, либо ощутишь (исходящий) отнего аромат. Чтожекасается раздувающего мехи, тоон либо прожжёт твою одежду, либо тыощутишь (исходящее) отнего зловоние». (Аль–Бухари;
Муслим)