Первый контакт человека с женщиной происходит с
матерью, которая носить его под сердцем, производит его на свет, кормит,
растит и воспитывает его.
История не припоминает религию или систему,
которая чтит женщину как мать, и превозносит ее так, как это делает Ислам.
Ислам неоднократно говорит о значимости женщины, и это непосредственно после
слов о поклонение и веры в Единство Аллаха. Аллах сделал почетным материнство,
и Он превысил права матери над правами отца, по причине того, что она переносит
во время беременности, родов, кормления и периода воспитания своих детей. Коран
снова и снова заявляет об этом во многих своих главах, чтобы это запечаталось в
уме и в сердце ребенка: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его
мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в
два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие».
[Сура 31:14] и «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Мы
заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и
рожать его, а беременность и кормление до отнятие его от груди продолжаются
тридцать месяцев». [Сура 46:15]
Как-то раз один человек пришел к Пророку (мир ему
и благословение Аллаха) и спросил: « О Посланник Аллаха, кто из людей более
всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать».
Этот человек спросил: «А кто потом?». Он сказал: « Твоя мать». Человек спросил:
«А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». Человек снова спросил: «А кто потом?» -
и тогда он сказал ему: «Твой отец». [Передают Бухари и Муслим со слов Абу
Хурайры. Жемчужина и Коралл (Алб-Лу'лу' Валь-Маржан) (1652)]
Аль-Баззар рассказывает как один человек обходил Kaабу неся на себе свою мать. Пророк (мир
ему и благословение Аллаха) спросил его, «Ты возвратил ей долг?" Человек
ответил, "нет, даже за один ее стон (то есть cтоны, производимые во время схваток, родов и так
далее)» [Передает Аль-Баззар (1872)]. Относиться к ней по доброму означает
обращаться с ней хорошо, уважать ее, быть смиренным перед ней, повиноваться ей
в том, что не противоречит законам Аллаха, искать ее довольство и расположения
во всех делах, даже в деле о священной войне. Если оно необязательное, то он
должен взять разрешение матери, то есть быть добрым к ней в манере
джихада.[Джихад – это борьба (физическая, мысленная, психологическая, духовная
и т.д.) за сохранение чистоту и обычаев Ислама.]
Какой-то человек пришел к Пророку (мир ему и
благословение Аллаха) и сказал, "О Посланник Аллаха, я хочу сражаться на
пути Аллаха и мне нужен твой совет." Он спросил его, "Жива ли твоя
мать?" Человек ответил, "Да". Он сказал, "Не оставляй ее,
потому что Рай находится под ее ногами. [ Передают Аль-Нисааи, 6/11; Ибн
Маджах, 1/278 и Аль-Хаким.]
Некоторые религиозные законы до Ислама
пренебрегали родственными связями с материнской стороны, таким образом, делая
их малозначительными. Со своим приходом Ислам начал наставлять людей заботиться
о дядях и тетях с двух сторон, и со стороны отца и со стороны матери. Однажды
один человек подошел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал, ««Я
согрешил, как я могу искупить свой грех?» Он спросил, «У тебя есть мать?»
Человек сказал, «Нет». Он спросил, «А тетя со стороны матери?» Человек ответил,
«Да» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, «Будь добр к ней»».
[Передают Ат-Тирмизи в книге "Добродетельность и Родственные
отношения" (1905); Ибн Хиббан «Милосердие» (Аль-Ихсан).]
Удивительно, что Ислам повелевает нам хорошо
относиться к матери, даже если она неверующая! Асма бинт Абу Бакр спросила
Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о своих отношениях со своей неверующей
матерью, которая приехала к ней. Он сказал, «Да, поддерживай с ней хорошие
отношения». [Сообщается со слов Асмы (согласован), «Жемчужина и Коралл (Аль-Лу'лу'
Валь-Марджан) (587).]
Знак того, что Ислам заботится о материнстве, о
правах матери и ее чувствах, является то, что разведенная мать имеет больше
прав и более достойна права заботы о своих детях, нежели отец. Абдуллах ибн
‘Амр ибн Аль-Ас рассказывает, как одна женщина сказала, «О Посланник Аллаха! Я
носила своего сына в чреве, кормила его своей грудью и усаживала к себе на
колени, а теперь его отец развелся со мной и хочет отнять его у меня». Тогда
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У тебя на него
больше прав до тех пор, пока ты не выйдешь замуж». [Передает Ахмад в
«Аль-Муснад» (6707). Шейх Шакир назвал хадис достоверным. Также передает Абу
Дауд.]
Имам Аль-Хаттаби говорит в «Вехи Традиции» (Маалим
Сунан): "Чрево" – это место где находится плод. Отец и мать оба
участвуют в рождение ребенка, но позже мать выделяется из этого союза, так как
в кормление ребенка отец не может участвовать. Поэтому когда дело доходит до
диспута о ребенке, мать заслуживает того, чтобы она была первой, так как она
более достойна этого.
С достоверных слов Ибн Аббаса, который
рассказывает, "Умар ибн Аль-Хаттаб развелся со своей женой, которая была
из ансаров, и которая была матерью Асима. Он встретил ее с ребенком в Махсаре
(рынок расположенный между Кубой и Мединой). Ребенок был отлучен от груди и уже
мог ходить. Умар схватил его руку, чтобы отобрать ребенка от нее и начал
спорить насчет этого пока ребенок не заплакал от боли. Умар сказал, "я
более достоин своего сына, чем ты". Они пожаловались Абу Бакру, который
принял решение в пользу матери, сказав, что ребенок должен остаться у матери.
Он сказал, "Ее запах, ее постель, и ее колени лучше для него до того
времени, пока он не подрастет и не сделает свой выбор сам". [ «Вехи
Традиции» (Маалим Сунан) (2181).]
Таким образом, Ислам заботится о матери и
предоставляет ей все эти права, и в то же время ставит перед ней задачу,
которою она должна выполнить. Она должна заботиться о своих детях, дать им
хорошее воспитание, воспитать в них достойные качества, и чувство отвращения ко
злу. Она должна научить их повиноваться Аллаху, побуждать их защищать то, что
правильно, не отговаривать их от борьбы на пути Аллаха (одна из форм джихада)
из-за своих материнских чувств, а наоборот, переборов свои чувства, побуждать их
идти по правильному пути.
Из истории мы можем увидеть как верующая мать,
Аль-Хансаа, при битве Кадесия, красноречиво побуждала своих четырех сыновей
быть храбрыми и стойкими. А потом, когда битва закончилась, и новость о смерти
ее четырех сыновей дошла до нее, она не плакала и не вела себя беспокойно, а
сказала с уверенностью и удовлетворенно, "Хвала Аллаху, который почтил
меня мученической смертью моих сыновей ради Его веры".