Сейчас уже никого не нужно
убеждать в том, что основы физического, как и духовного, совершенства человека
закладываются в детстве. Но когда речь заходит о непосредственном участии
родителей в физическом воспитании ребенка, многие оказываются безоружными перед
этой на первый взгляд несложной задачей. Не хватает опыта, знаний, времени, а у
многих и желания.
Между тем данные научных
исследований свидетельствуют, что формирование тех или иных физических качеств
идет по определенному, созданному самой природой расписанию. Например, в
возрасте от 7 до 9 лет лучше развиваются ловкость и координация движений, от 10
до 12—быстрота; от 13 до 14—скоростно-силовые качества, с 15 до 16 —
выносливость и сила и, наконец, возраст с 17 до 19 лет наиболее благоприятен
для совершенствования качеств, приобретенных за предшествующие годы.
Таким образом, на формирование
того или иного физического качества, необходимого для нормальной
жизнедеятельности, природа отвела человеку ограниченный отрезок времени. И если
не помогать ребенку, не направлять его физическое развитие в нужное русло,
можно упустить наиболее благоприятный момент, и тогда человеку будет трудно
достичь вершин физического совершенства.
Особенно ответственным является
период от 4 до 6 лет. В это время очень важно разумно и постепенно готовить
организм ребенка к бурным переменам, ожидающим его в последующие годы детства и
отрочества, к новым ритмам жизни, которая начинается с первым школьным звонком.
Физическое воспитание малыша должно быть направлено прежде всего на то, чтобы
научить его как можно большему количеству разнообразных движений, не требующих
значительных и длительных физических напряжений. Ребенок должен уметь быстро
схватывать суть движения и точно его воспроизводить.
Прежде чем приступить к
тренировкам, следует, конечно, получить разрешение врача-педиатра. Заниматься
рекомендуется не чаще трех раз в неделю: по 30—35 минут с четырех летними, по
40—45 минут с пятилетними и по 50—55 минут с шестилетними (не считая ежедневной
10—15-минутной утренней зарядки).
В занятие входит 5—6-минутная
разминка, состоящая из ходьбы, махов и разнообразных движений руками и ногами,
приседаний, наклонов, а также 3—4-минутная заключительная часть: легкий бег,
спокойная ходьба, дыхательные упражнения.
Основная часть занятия может
состоять из самых разнообразных упражнений—отжимания от пола, лазания, висов,
упражнений с палкой и мячом, различных прыжков, наклонов, метания нетяжелых
(100—150 граммов) снарядов. В зависимости от сезона можно разучивать элементы
плавания, езды на велосипеде, катания на коньках или лыжах.
Во время занятий будьте очень
внимательны к ребенку. Отмечайте, что для него трудно, что нравится делать
больше, а что меньше. Хвалите его даже за маленькие победы над собой,
стимулируйте к преодолению трудностей, прививайте сознание того, что только
трудом, упорством и настойчивостью можно добиться поставленных целей.
Если вы видите, что сын или дочь
не в состоянии выполнить то или иное задание, незаметно упростите его и порадуйтесь
успеху вместе с ними. Пусть будет больше успехов, чем неудач. Для воспитания
устойчивого интереса к физическим упражнениям, тренировке важно, чтобы у
ребенка крепла уверенность в том, что даже очень трудные движения он может
освоить, что с каждым занятием он становится более ловким и умелым.
Дети очень любят игру,
соревнования, поэтому занятия можно проводить как соревнование со сверстниками.
Это могут быть, к примеру, «матчевые» встречи с детьми такого же возраста из
соседней квартиры или подъезда. Если же вы решили сами участвовать в
соревнованиях, дайте детям фору в забеге, прыжке, количестве выполняемых
упражнений, а для соревнований в метании возьмите снаряд значительно большего
веса.
В процессе выполнения тех или
иных упражнений не только совершенствуются необходимые ребенку двигательные
навыки, но и развиваются его основные физические качества— сила, быстрота,
ловкость, гибкость. Дети становятся более выносливыми, у них улучшается
координация движений. Например, пятилетние уже легко совершают достаточно
длинные 2—3-километровые пешеходные прогулки без отдыха (при скорости 4
километра в час).
Чтобы было на что
ориентироваться, приводится некоторые рубежи двигательного развития для
шестилетних детей.
К концу дошкольного возраста
мальчики должны прыгать в длину с разбега на 2 метра 40 сантиметров, девочки —
на 2 метра 20 сантиметров; бросать теннисный мяч соответственно на 18 и 8
метров; прыгать в высоту на 70 и 65 сантиметров; отжиматься от скамейки высотой
30 сантиметров не менее 10 раз мальчики и не менее 8 раз—девочки. Они должны
проходить 5 километров пути не больше чем за 1 час 10 минут, легко пробегать
(без учета времени) 1 километр.
Кроме этого, шестилетний ребенок
должен уметь спускаться на лыжах с небольшой горы, кататься на коньках,
держаться на воде, точно метать в цель и ловить мяч из самых различных
положений.
Научиться всему этому он может
только с помощью родителей! Ни тренировка в спортивной секции, ни проводимые в
детском саду игры, гимнастика и другие физкультурно-оздоровительные мероприятия
не заменяют семейных занятий, поскольку в отношении к физической культуре для
ребенка нет более авторитетного примера, чем пример родителей.
Забот, безусловно, прибавится. Но
наградой за труд будут хорошее здоровье, организованность и активность вашего
ребенка.