Первый год жизни малыша — это особый период в развитии. Если сравнить темп
развития ребёнка первого года с другими возрастными периодами, мы легко
обнаружим, что ни в один другой не будет наблюдаться такого интенсивного темпа
изменений. Например, если анализировать физическое развитие малыша, масса его
тела до полугода удваивается, а к концу года — утраивается; рост увеличивается
на 25 см. На первом году жизни ребёнок овладевает всеми основными движениями
(ползание, ходьба, бег, прыжки, метание). В первые месяцы жизни движения
ребёнка ещё хаотичны и нескоординированы. На первом году происходит усвоение
основных умений в процессе кормления — кроха учится есть из ложки, пить из
чашки, в это время у малыша формируют привычку быть аккуратным.
Быстро развивается мозг ребёнка, поэтому повышается трудоспособность и
выносливость нервной системы. Так же мы видим изменения в характере сна и
бодрствования. С первых месяцев жизни быстро развивается деятельность всех
органов чувств и, как следствие, возможность быстрого восстановления связей с
внешним миром. Например, развивается ориентировочная деятельность, являющаяся
основой развития познавательной деятельности; начинается развитие высших
психических процессов – восприятия, памяти, внимания.
На первом году жизни возникают и усложняются эмоции. Очень важно, чтобы они
были позитивными, поскольку это в дальнейшем будет влиять на общее развитие
ребёнка. Радостный малыш много двигается, лепечет, гулит, агукает. В это время
формируются как позитивные, так и негативные привычки. Так, благодаря
правильному воспитанию, с первых месяцев жизни, малыша можно приучить
просыпаться и засыпать в одно и то же время без посторонних влияний, есть с
аппетитом, играть как со взрослым, так и самостоятельно.
В этом возрастном периоде формируются основные действия с предметами, которые
имеют решающее значение для развития сенсорики и активной деятельности малыша.
Манипулируя предметом или игрушкой, ребёнок знакомится с их свойствами —
формой, материалом, цветом, весом и др. Эта деятельность занимает период
бодрствования, что обеспечивает ребёнку активность и спокойствие. Уже на первом
году жизни у малыша отмечаются первые проявления самостоятельности,
настойчивость в достижении цели, интерес и избирательное отношение к окружающим
его людям и вещам.
Первый год жизни знаменуется прохождением подготовительных этапов развития
речи. Так, голосовые реакции начинают развиваться с первых месяцев жизни, а к
концу года малыш, как правило, выговаривает около десяти простых облегчённых
слов. Во втором полугодии первого года жизни формируется способность подражать
звукам и слогам, развивается умение понимать речь окружающих.
Из-за стремительного темпа развития ребёнка, первый год жизни разделяют на
разные возрастные периоды:
с рождения до 2,5-3 месяцев, в котором
выделяют период новорожденности (до 3-5 недель);
с 2,5-3 месяцев до 5-6
месяцев;
с 5-6 месяцев до 9-10
месяцев;
с 9-10 месяцев до 1 года.
В связи с таким разделением,
каждый возрастной период имеет свои задачи и особенности воспитания. Также в
каждом из этих периодов выделяют наиболее существенные для общего развития
ребёнка умения, которые учёные называют «ведущими линиями развития». Эти умения
определяют развитие и поведение малыша в данном периоде, имеют решающее
значение для дальнейшего развития, именно на них должно быть направлено особое
внимание в процессе воспитания ребёнка.
Первый год жизни занимает особенное место в развитии ребёнка: под
влиянием активных действий взрослых и взаимодействия ребёнка с окружающей
средой происходят значительные изменения в его развитии. Так,
малыш осваивает умения во время кормления: есть с ложки, пить из чашки, у
ребёнка начинают формироваться навыки аккуратности.
В первые месяцы жизни общение с окружающими взрослыми становится потребностью и
основным видом деятельности ребёнка. Поэтому взрослые должны не только
своевременно и правильно удовлетворять органические потребности малыша (вовремя
кормить, укладывать спать, гулять и другие), но и создавать условия для
бодрствования, специально заниматься с ребёнком с целью формирования новых
умений малышей. Проявление потребности в общении считают самой главной
особенностью этого возрастного периода. Эта потребность заставляет ребёнка
активно искать контакты с окружающими. В общении, которое организовывает
взрослый, ребёнок на эмоционально-чувственной основе ощущает удовольствие и
радость. Так формируются начала морального и эстетического воспитания самых
маленьких. Нежность, ласка, проявление внимания и любовь, ласковое обращение и
прикосновения – сенсорно обогащают малыша, играют особенную роль в развитии его
эмоциональности, восприимчивости, сопереживания. Поэтому взрослые должны не
только разговаривать с малышом, но и петь песенки (анашиды), читать потешки,
которые вызывают первые чувства малыша, включать кассеты с записью Корана, а
также читать им самим.
После первого полугодия характер общения взрослого и ребёнка должен перейти от
эмоционального к эмоционально-деловому, при котором взрослый стимулирует
ребёнка к совместным действиям. Родители и другие взрослые, развивая зрительное
и слуховое восприятие, воспитывают интерес ребёнка к окружающему: взрослым,
детям, животным, игрушкам, предметам, воспитывают эмоционально-позитивное
отношение к ним.