Воспитание привычек и первых навыков культуры поведения
Формирование у ребенка той или
иной привычки начинается с обучения его соответствующему навыку. Приобретенная
привычка становится своего рода потребностью делать так, а не иначе. На основе
привычек формируются черты характера. Так, воспитывая у ребенка привычку
поддерживать порядок в игровом уголке, складывать одежду при раздевании, родитель
закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность,
опрятность.
На втором году жизни ребенок еще
не в состоянии осмыслить многие правила и нравственные нормы поведения,
которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Но, усвоив под
руководством родителя необходимые привычки, он поступает в соответствии с ними.
Культурно-гигиенические навыки
Умывание. У детей продолжают формировать навыки
умывания, напоминают про необходимость закатывать рукава, перед мытьём рук,
помогают это сделать. Ребёнка учат наклоняться в процессе умывания, показывают,
как намыливать руки, как их мыть, следят, чтобы малыш хорошо смывал мыло водой.
Постепенно ребёнку предлагают самостоятельно открывать кран с водой, объясняя,
что вода должна бежать тонкой струйкой. Также детей приучают к правилам
пользования полотенцем. В условиях детского сада малыш должен находить своё
полотенце и пользоваться только им, тщательно вытирая руки и лицо.
Внешний вид. Малышам необходимо постоянно напоминать о
необходимости следить за своим внешним видом, используя простейшие указания:
«Посмотри в зеркало, хорошая ли у тебя причёска? Что нужно сделать? Что для
этого нужно?», «Посмотри на себя, ты хорошо выглядишь?». Взрослые обращают
внимание ребёнка на аккуратность в одежде, напоминают о необходимости
пользования носовым платком, салфеткой. У малышей формируют эмоционально
негативное отношение к грязи, желание постоянно быть чистым и аккуратным. Во
время туалета стимулируют самостоятельные попытки детей просится на горшок,
спокойно сидеть на нём до позитивного результата.
Приём пищи. У детей формируют навыки самообслуживания: приучают
самостоятельно сидеть за столом, аккуратно пить из чашки, есть ложкой суп с
хлебом. Со второго полугодия малыша приучают пользоваться салфеткой,
благодарить за еду, после еды придвигать стул на место под столом.
Одевание. Ребёнка приучают принимать активное участие в
раздевании (снимать шапку, обувь, брюки, колготки, носки) и одевании
(натягивать колготы, обуваться, одевать шапку). Также необходимо учить ребёнка
одеваться и раздеваться в определённой последовательности – одеваемся «снизу
вверх», раздеваемся «сверху вниз». Напоминаем о необходимости аккуратно
обращаться с одеждой, складывая её в специально отведённое место.
Сон. У малышей продолжают формировать навыки
быстрого засыпания, постепенно переводя их со второго полугодия на одноразовый
дневной сон.
Культура деятельности
Соблюдение режима. Постепенно у детей формируют привычку к
режиму дня: засыпать и просыпаться, вставать, осуществлять гигиенические
процедуры, есть, играть, гулять на свежем воздухе, заниматься с взрослым в специально
отведённое для этого время. В общении с малышом ему необходимо объяснять: «что
мы сейчас будем делать», «почему нельзя идти гулять, пока не поели», «что
необходимо сделать перед сном» и так далее.
Первые игровые навыки и элементы труда. Малышам следует
показывать игровые действия с разными игрушками, объясняя их. Необходимо
приучать ребёнка к тому, что, например, укладывать спить или кормить можно не
только куклу, но и зайчика, мишку и другие игрушки. Следует учить малыша
проявлять заботу об игрушках. В процессе игр стимулируют желание малыша
повторять трудовые действия, которые они ежедневно наблюдают в своей жизни
(мама моет посуду, сервирует стол, кормит, одевает и другие) Также продолжают
работу по развитию мелкой моторики пальцев рук, организовывая пальчиковые игры.
Поддержание порядка в деятельности и правила обращения с вещами.
На протяжении второго полугодия жизни необходимо закреплять умение ребёнка
самостоятельно садиться на стул, следить за порядком в окружающей среде,
формировать навыки поддержания чистоты и наведения порядка в игрушках. Детей
приучают к тому, что необходимо бережно относится к игрушкам, личным вещам,
вещам общего пользования; использовать их по назначению и класть на место.
Умение управлять
собственным поведением. Ребёнка учат не только понимать слова «нельзя», «можно», «нужно», но и
действовать соответственно этим требованиям.
Культура общения
Со взрослыми. Взрослые приобщают малыша к речевому
общению, развивают активную речь как средство общения с окружающими. Для этого
необходимо давать ребёнку образец речи через подражание и совершенствование
произношения. Также следует приучать малыша говорить спокойно, тихо вести себя
в общественных местах, слушать взрослого, выполнять его поручения и просьбы.
Необходимо закреплять умение ребёнка здороваться, прощаться и благодарить. В
общении с окружающими людьми необходимо учить откликаться на эмоциональное
состояние взрослого. Самое время начинать работу по формированию умения
наблюдать за трудом взрослых, развивать желание помогать им.
Со сверстниками. Обращая внимание на сверстников, у
малыша формируют умение пожалеть товарища, радоваться вместе с ним, делиться
игрушками. Детей учат играть, не мешая друг другу, просить игрушки, дружно
играть. Взрослым необходимо стимулировать стремление малышей переходить от игр
наедине к действиям рядом, а также поощрять кратковременные совместные действия
детей.