Дети второго года жизни способны усвоить гораздо больший объём знаний
в игровой форме, сравнительно с предыдущим возрастным этапом. Знания,
которые усваивают малыши имеют, преимущественно, практический характер. В
этом возрасте дети эмоционально откликаются на музыку, художественное
слово, ритм, интонацию. Эту особенность следует учитывать во время
организации общения с малышом для формирования у него необходимых умений и
навыков.
Именно в этом возрастном периоде малыш усваивает отдельные правила
поведения: учится слушать требования взрослого и выполнять их, исполнять
просьбы и поручения, по собственной инициативе обращаться к взрослому. У
ребёнка появляются простейшие взаимоотношения с другими детьми (проявление
интереса, подражание поведению, стремление играть рядом, попытки включится
в деятельность других детей и другие). Для того чтобы процесс воспитания
был эффективным, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого
ребёнка, не следовать моде или сравнивать с другими детьми, а
организовывать воспитание по индивидуальной программе развития.
Помните, что воспитательный процесс хоть и имеет целенаправленный
характер, но собственно воспитание осуществляется каждый день, каждую
минуту Вашего общения с ребёнком. Естественно, можно взять куклу и
показать ребёнку последовательность одевания, специально организовав эту
работу как показ. Но такая работа будет пустой, если повседневно Вы не
будете закреплять приобретённые знания в практической деятельности, будете
делать действия, продемонстрированные с помощью куклы, вместо ребёнка.
Продолжайте формировать у малышей позитивные привычки, воспитывайте
элементарные нормы и правила послушания, умение выполнять простые трудовые
поручения или требования. Также следует формировать у малышей первые
эстетические чувства.
У детей этого возраста важно сформировать умение сообщать взрослому
про необходимость посещения туалета, формируя привычку к чистоте и
аккуратности; навыки культуры общения. Знакомьте детей с наиболее доступными
предметами личной гигиены: мыло, расчёска, носовой платок, полотенце,
салфетки. Учите их пользоваться этими предметами, формируйте привычку
следить за своим внешним видом.
Вы всё больше времени проводите с ребёнком на улице, в транспорте.
Планируя переезд, не забудьте продумать, чем будет занят Ваш малыш в
троллейбусе или другом транспорте. Понятно, что играть игрушками неудобно,
но смотреть в окно на машины тоже быстро надоест. Выучите с ребёнком
несколько стихотворений и поиграйте с пальчиками, вспомните, как правильно
умываться, что Вы делали с куклой сегодня утром, – дорога будет короче, а
Вы сможете закрепить определённые знания и умения, предложить малышу
полезную, эмоционально насыщенную деятельность. При этом перед поездкой
правильно будет объяснить определённые правила поведения в транспорте,
договориться с малышом об их соблюдении.