Помните, что в возрастной период
от одного до двух лет ребенок находится в стадии исследований и постоянных
упражнений, которые большинство родителей находят утомительными и даже
мучительными. Но очень важно учесть, что вмешательство с целью
"приструнить" ребенка, убедить его словами или даже более сильными
мерами "быть умницей", оказывает на него тормозящее действие. Малышу
в этом возрасте необходим процесс исследования для формирования в будущем
соответствующей ловкости и здорового трудолюбия. Помните, что ребенку
необходимо время, чтобы научиться понимать порядок, существующий в мире
взрослых.
Общая подвижность
Маленький ребенок проявляет
большую активность с моторной точки зрения. Ходьба становится все более
уверенной с сохранением хорошего равновесия. Потребность в движении
преобладает: малыш желает пользоваться и владеть своими мышцами во всех
направлениях. Он бегает, лазит повсюду. Сам того не сознавая, ребенок следует
поговорке "дело мастера боится". Даже если ему случается упасть,
малыш снова берется за начатое, чтобы, добившись своего, начать новое дело.
Живость и жизнерадостность ребенка в этом возрасте поразительны. Ему удается
"вывести из строя" всю семью. По какой-то внутренней необходимости
ребенок находится в постоянном действии, движении. Несмотря на это, длинные
прогулки его утомляют и не соответствуют его естественным нуждам.
В возрасте 12-15 месяцев
большинство детей умеет самостоятельно ходить.
В 1 год и 4 месяца малыш пытается бегать, но получается у него это еще неуклюже.
В этом же возрасте многие дети, поддерживаемые за руки, могут взбираться по
ступенькам.
В 1 год и 10 месяцев ребенок уже умеет спускаться по лестнице, поддерживаемый
за руки, или подниматься, держась за перила.
В 2 года он уже хорошо бегает, но еще часто падает.
В период между 1,5 и 2 годами ребенок старается катать мяч ногой.
Тонкая подвижность
Наряду с общей подвижностью
происходит дальнейшее развитие мелкой моторики. Ребенок становится все более
ловким. Очень часто малыш, схватив предмет, ударяет им, выпускает из рук,
бросает или кидает его в другое место. Он начинает рыться по ящикам, шкафам,
вынимает оттуда разные предметы.
В период от 1 года до 2 лет ребенок начинает пользоваться карандашом, но держит
его всей рукой, вертикально. Ребенку доставляет удовольствие проводить
различные линии, в большинстве случаев они вертикальные, неровные. Не меньше
радости малышу доставляет и комканье бумаги, он "не ценит"
написанное. Большинство детей в 2 года умеют поворачивать страницы книги,
захватывая по нескольку страниц сразу.
В этот период ребенок также умеет держать ложку, чашку и предпочитает кушать
сам, хотя и пачкается во время еды.
Речевое развитие ребенка
в 2 года
В развитии речи отмечаются
большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний, отдельных
звукоподражательных комплексов ребенок переходит к образованию простых предложений.
В один год ребенок соотносит звуки и слоги с определенными людьми, предметами.
Например, "ав-ав" - собака, "га-га" - гусь,
"би-би" - машина.
В 1 год и 4 месяца малыш уже может адекватно употреблять слова:
"мама", "папа", "на", "дай",
"нет".
В 1 год и 8 месяцев ребенок произносит 6 осмысленных слов, показывает все части
тела, которые называет ему взрослый. Лексический запас - более 10 слов.
В 2 года ребенок должен уметь строить короткие фразы из 2-3 слов. Малыш должен
понимать разницу между словами: большой, маленький. К концу двух лет появляются
слова: я, ты. Словарный запас к концу двух лет должен быть более 300 слов.
Вас должно насторожить,
если до двух лет ребенок: - не произносит 3-х слов, не умеет показывать жестами двух близких лиц или
3-4 предмета в комнате;
- не может самостоятельно садиться, вставать на ноги;
- ребенок не может отличить ласковое слово от категорического "нет"
(очень слабый контакт с окружающим миром);
- не следит взглядом за расположенными или передвигаемыми сбоку предметами, не
пробует схватить их;
- не испытывает чувства ожидания (игра в "кукушку", "козу
рогатую");
- во время кормления не устанавливает никакого контакта с кормящим его лицом.