«Четырехлетнему ребенку требуется совершить ряд маленьких шагов, чтобы
преодолеть один большой пролет лестницы познания. Шумный, активный, болтливый,
с богатым воображением, впечатлительный четырехлетка постепенно начинает
становиться таким, каким будет пятилетний ребенок. Понятливый, очаровательный
пятилетка продолжает делать маленькие шаги в своем развитии, чтобы пройти
интересный отрезок этого этапа развития. Это чудесный возраст, который приносит
много радости самим детям...»
На пятом году жизни особенно
ощущается преобладание возбуждения над процессами торможения, которые при
малейшем нарушении условий жизни приводят к бурным эмоциональным реакциям со
стороны ребёнка. Поэтому воспитательный процесс требует от взрослых терпения,
чувствительности, чёткого определения времени, отведённого на деятельность и
отдых.
Учитывая то, что на пятом году жизни дети начинают проявлять
любопытство, необходимо знакомить ребёнка с явлениями общественной жизни.
Особенное внимание уделяйте ознакомлению детей с трудом взрослых дома, в
детском саду, общественно полезном труде. Такая работа позволяет
сформировать у ребёнка уважение к труду, воспитать культуру труда.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма
ребенка. В течение года масса тела увеличивается на 1,5-2 кг, рост -- на 6-7
см.
Принципом воспитания детей четвёртого года жизни является более широкое
комплексное влияние на сознание и моральные чувства ребёнка, а также
предоставления детям возможности поупражняться в выполнении необходимых
действий, поступков. Постепенно детям предоставляется всё больше
самостоятельности, показ заменяется напоминанием или словесными указаниями. При
этом широко применяются игровые упражнения.
Уважайте личность ребёнка. Общение с ребёнком должно носить
доброжелательный партнёрский характер. Покажите, что Вы доверяете своему
ребёнку, любите его, знаете, как хорошо он умеет что-нибудь делать.
Используйте для доверительного общения с ребёнком вечерние часы, когда
можно спокойно поговорить, прочитать любимую книгу, поиграть, рассмотреть
иллюстрации, обсудить определённые ситуации поведения ребёнка.
На четвертом году жизни у детей продолжают развиваться психические функции,
возрастают физические возможности, показатели роста. В течение года масса тела
ребенка увеличивается на 1,5-2 кг, рост — на 5-7 см; к 4 годам масса тела его
достигает примерно 16,5 кг, рост - 102 см, окружность грудной клетки - 53 см.
С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании
деятельности ребенка, в развитии отдельных психических процессов, в отношениях
с окружающими.
На третьем году жизни остаются
актуальными так называемые задние каталки: те, которые малыш тянет за
собой на веревочке. Только теперь малышу
больше нравится перевозить в этих каталках-машинках различные игрушки: мишек, кукол и пр. Для этой
цели отлично подойдут грузовички с открытым кузовом. Такие машинки должны быть
устойчивыми и не должны легко переворачиваться, когда в них сидит «пассажир».
Кузов по размеру должен подходить для кукол и мягких игрушек, в которые играет
малыш.
У многих детей к двум годам
появляется способность и желание к установлению порядка в окружающем его мире,
так называемый детский педантизм. Ребенок требует точного соблюдения всех
церемоний, и ему не нравится, если что-то лежит не на своем месте. Дети с
удовольствием раскладывают игрушки
по местам, которые определил для них взрослый, стараются соблюдать правила в
действиях с различными предметами. У крохи появляется свое «игрушечное»
хозяйство.
Ребёнок третьего года жизни должен
стремиться есть самостоятельно, отказываться от предложения покормить его с
ложки. Детей учат держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу,
радоваться, что умеют есть самостоятельно, как взрослые. По напоминанию
взрослого детей учат пользоваться салфеткой. Также у малышей развивают умение
замечать красиво накрытый стол, красивую посуду, вкусную пищу. Детей приучают
узнавать и называть отдельные блюда